XXX Неделя тверской книги глазами студентов магистратуры - III
27 февраля 2024
В этом году с 13 по 19 февраля библиотека имени Горькова встретила более двух тысяч гостей на юбилейной 30-й Неделе. Программа мероприятий предлагала посетителям поучаствовать в 41 мероприятии, очень разных по тематике, возрасту и интересам – это презентации книг, круглые столы, концерты, собравшие большую аудиторию, а также конференции и семинары.
Нам удалось побывать на трёх событиях из всего семидневного калейдоскопа. Творческий семинар молодых авторов в Зале искусств, куратором которого в направлении «Проза» стала Лосева Наталья Вениаминовна, стал первым. Обсуждение началось с двух произведений, представленных Марией Котловой: «О снах» и «Лесное» – участники семинара отметили автора за исполнение, оригинальность и «кошмарность» происходящего, отметили стилистику – отсутствие банальности в описательности снов и собственное мировоззрения. «В любом произведении должна быть драматургия, даже в самом миниатюрном, от начала и до конца, внутренний конфликт» – заключила наставник молодых прозаиков.
В «О снах» авторам не хватило именно конфликта, развёрнутости темы отцов и детей, сепарации от родителей, гиперопеки над ребёнком, хочется увидеть большей драматургии в процессе развития персонажа. Семинар не обошёлся без полемики, участники отстаивали своё мнение насчёт наполнения произведений, выступали в качестве критиков и не стеснялись сталкиваться друг с другом. «Кошмары показаны иррационально» – на этом сошлись прозаики, хорошая описательная база рассказа стала объединяющим компонентом. Одним из следующих стало обсуждение фантастики в постапокалиптическом сеттинге Дикого Запада 50-х годов одного из авторов за круглым столом. История о девушке, лишённой зрения на один глаз, выживающей информационной контрабандой в захлёбывающемся кислоте мире. Произведение оказалось по-настоящему многоуровневым, ведь в конце выясняется, что главная героиня на самом деле находится в своих фантазиях в психиатрической лечебнице, где и заканчивает свою жизнь, не выдержав последствий военных действий. «Мне симпатичны почти все персонажи здесь...Несмотря на то, что у неё (главной героини) нет глаза, руки, семьи, она всё ещё хочет чего-то от жизни, всё ещё готова задуматься о трогательных моментах жизни – рассуждениях о любви в современном мире, любви двух форм жизни: человека и робота» – такой тезис был выставлен автором на обсуждение. Семинар участники закончили мнением, что любовь – природное чувство, но именно «природного», пускай и искалеченного, не зелёного и цветущего, в этом мире почти нет, ведь оно нехарактерно для механоидов. Механические люди и описания сделаны очень хорошо, но нет природы, её чувств, отсюда и нет этой натуральности как таковой.
Закончив с прозой, было принято решение отправиться на мастер-класс Светланы Соловьёвой по созданию книжки-малышки «Маленькая книжка секретов». Приятно удивило то, что мастер-класс привлёк внимание не только большого количества детей, но и взрослых, которые вместе со своими подопечными сгибали бумажные листы, изучая строение книги, и создавали собственное изделие. Мастер-класс начался с небольшого «урока» о развитии книги и печати в Древней Руси. Светлана Александровна – культуролог, реставратор и руководитель реставрационного отдела Научной библиотеки Тверского государственного университета с большим интересом к собственному делу на понятном для детей языке рассказала о превращении наскальной живописи в свиток, а затем и в привычный для нас кодекс. Приятным бонусом мастер-класса стала настоящая книжка-малышка, которую нам удалось сделать собственными руками и оставить себе на память.
Последним мероприятием для нас стала презентация книги «Елена Константиновна Мроз и Тверская картинная галерея: личность, искусствовед, директор» из цикла «Музейные судьбы». Работники картинной галереи представили вниманию посетителям и гостям издание на более чем 350 страницах – каталог первой тысячи произведений, из которого галерея выросла в музей широкого профиля. Над книгой работали: Т.А. Гусарова – старший научный сотрудник, В.В. Савельев – публицист, создавший очерк о Мроз, раскрывающий её роль в создании художественного музея в Твери, редакторский дебют О.В. Андреевой – составление и анализ рукописи, описательных частей каталога.
В 1936 году Елена Константиновна пребывает в Калинин и устраивается старшим научным сотрудником в музей картинной галереи, затем в 37-м галерею выделяют в отдельное заведение отдельно от музея, куда «отделяется» и Мроз. Главная её заслуга – бесценный вклад в работу учреждения, в годы войны – это спасение коллекции, а в послевоенное время – научная основа описаний музейной коллекции. В 1943 году галерея вновь самостоятельная организация и Елена Константиновна её возглавляет. Одним из разделов книги, заключительным, является раскрытие особенностей научной деятельности Мроз – авторы книги пишут о том, что события её жизни не позволили до конца развить собственный талант в этой стезе: первый публикации времён Русского музея были образцово академическими – аппарат, владение материалом и прочее, однако после событий арестов, Елена Константиновна не углубляется в область своей скрупулёзной научной деятельности.
Так прошли некоторые события Недели Тверской книги, на которых нам удалось присутствовать. Все мероприятия оказались очень домашними, разнообразными и всё также привлекающими внимание гостей. Юбилейная Неделя ещё раз объединила на 7 дней разношерстную публику, которых объединяет любовь к книге.
Артём Чижов (группа 13М, программа "Редакторская подготовка изданий")